Сегодня основой проповеди будет отрывок из Послания Иакова. Не хочу вырывать его из контекста, но буду говорить конкретно о нём.
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа».
Иакова 1:2-7
Послание Иакова очень глубокое и говорит о многих важных аспектах жизни верующего человека: о вере и делах, об укрощении языка, страданиях и терпении. Оно начинается с призыва принимать с радостью все искушения, твёрдо стоять в вере и не допускать никаких сомнений, потому что сомневающийся подобен морской волне.
То есть все сомнения — это коррозия, эрозия веры, её деформация. То есть сомневающийся человек не достоин благословений, и Иаков в седьмом стихе категорично говорит: «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа». На мой взгляд, здесь есть некая точка. Но моя проповедь сегодня — это восьмой стих первой главы Иакова, в котором поднимается новая тема.
«Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих».
Иакова 1:8
ХХ век был назван веком психологии, но XXI — веком психиатрии. Сейчас у людей столько вызовов и давления, что их психика, которая есть область души, не выдерживает.
Иаков пишет, что человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих. Но здесь речь не о психиатрической болезни. Здесь говорится о некой проблеме верующего человека.
В последнее время мне, как пастору, приходится сталкиваться с тем, что люди одно говорят, другое делают и при этом оправдываются, утверждая, что не понимают, как так получилось. И среди них есть служители, пасторы. Но для меня сын — это тот, кто делает то, что он хочет, а не то, что навязали или заставили. Иногда человек говорит: «Да я бы этого вообще и не делал, но надо». Никому ничего не нужно, если это не нужно тебе. Сыны свободны!
Пик духовной зрелости — это желание что-то делать и делать только потому, что ты этого хочешь, ты этого жаждешь, ты получаешь от этого радость и удовольствие. И никто тебя не сдвинет, потому что ты делаешь это не из-за страха, не из-за чувства долга, не из-за того, что тебе навязали, а потому что это твоё внутреннее глубокое убеждение. И только так мы выстоим. И только такие люди являются Божьими сынами, Божьими воинами и учениками.
По моему мнению, самое большое поражение человека — когда он успевает за свой короткий духовный путь «переобуться» на этом пути несколько раз. Если кто-то меня сейчас не понимает, то я объясню, что сегодня на юридическом сленге «переобуваться» означает «путаться в показаниях».
Тенденция «переобуваться» обычно присуща детям. И это плохо, однако объяснимо. Но когда сорокалетние дети всё время путаются в показаниях и говорят: «Вы меня не так поняли. Я такого не говорил. Вы не то услышали», — это всё из области двоящихся мыслей и духовной двоякости. И вопрос здесь не в убеждениях, а в том, во что человек верит.
Мы должны понимать, что ничто нечистое не войдёт в Царство Божие, в том числе и человек с двоящимися мыслями, потому что он не твёрд во всех путях своих. Сегодня Богу нужны твёрдые люди.
«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные».
Иакова 4:7-8
Двоедушие — это более конкретное определение понятия «двоящиеся мысли». Кто такие двоедушные? Это те, кто хочет служить двум господам сразу.
Именно протестантская евангельская церковь больше всего грешит этим грехом. В воскресенье мы декларируем потрясающие песни: «Возьми меня всего, пошли меня куда хочешь, сделай с мной, что хочешь». А потом в понедельник мы делаем то, что мы хотим, идём туда, куда мы хотим.
Двоящиеся мысли — это немножко глубже, чем просто сомнения в вере. Двоящиеся мысли — это когда человек во всём соглашается с тобой, но делает всё по-своему. И когда мы поступаем так, то учим наших детей лицемерию.
Сегодня я говорю не об убеждениях, сегодня я говорю о стабильности. У нас из церкви постоянно кто-то уходит, из команды уходит. А церковь стоит, команда стоит, дело делается. Знаете почему? Одна из причин — стабильность пастора.
Одна из сфер, в которой Бог переплавлял нашу церковь в последнее время, — это двоедушие и двоемыслие. Бог освобождал нас от этих параллельных миров. Мы должны жить в одном мире, иметь одну цель и работать все вместе на эту цель.
Двоедушный человек — это человек лицемерный, двуличный, лукавый. Так говорит Википедия. По сути, двоедушие — это лукавство, это лицемерие и это двуличие. Двоедушный человек всё время находится в замешательстве, неустройстве и не имеет от этого радости, потому что у него желания расходятся с действиями. Мужем двоедушным апостол называет не устоявшихся людей, которые не уверены в том, что делают, поэтому не могут получить что-либо в молитве от Господа и не могут стать твердой нравственной личностью.
Именно в двоедушии находится природа предательства. Предатели родины — это люди, которые тоже переобуваются, которые тоже не уверенны. Однако во все века истории за убеждения нужно было платить цену.
Последнее время встречаюсь с таким явлением: спрашиваю мнение у человека, а он отвечает, что у него нет мнения. Я никогда не пойду одним путём с человеком, у которого нет своего мнения. Потому что у него есть своё мнение. Он врёт, что его нет. Значит он тебе не доверяет. Как можно доверять человеку, который не доверяет тебе?
Друзья мои, нужно научиться быть честными. Это одно из условий остаться в Царстве Божьем. А чтобы быть честными, нужно не бояться платить цену за свои убеждения.