«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие».
Луки 12:1
Лицемерие — это когда то, что ты думаешь, не соответствует тому, что ты говоришь. Это когда ты говоришь правильные вещи, но внутри ты считаешь иначе.
Лицемерие — это улыбаться человеку, но внутри его ненавидеть.
«Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».
Матфея 5:20
Закваска фарисейская — это лицемерие. Фарисейская праведность — это праведность человеческая, а не Божья. Это законничество, перфекционизм, желание угодить и оправдаться.
Два человека вошли в храм (Луки 18:10-14).
Праведность фарисея заключалась в том, что он показывал, какой он хороший. Мытарь же понимал, что его оправдание только в Боге.
Фарисей в этой притче — это очень хороший пример человеческой самоправедности. Пока мы не поймём, что мы не должны быть самоправедными, мы не станем Божьими праведниками и не войдём в Царство Небесное.
Есть два момента, которые указывают нам на проблему в понимании праведности.
Во-первых, нет понимания покаяния. Если человек вместо покаяния начинает оправдываться, он не понимает, что такое праведность. Фарисей, в отличие от просящего у Бога милости мытаря, не каялся. Когда мы каемся, мы осознаём, что сами не можем достичь праведности.
Спасение творит Бог, а не мы. В этом суть праведности. Почему человек оправдывается? Потому что он не хочет признать, что без Бога он дрянной. Когда мы оправдываемся, мы лишаем силы жертву Христа.
Во-вторых, самоправедный человек страдает от надменности.
Между надменностью и самоправедностью есть прямая связь. Надменный человек всегда праведен в своих глазах. Такой человек рано или поздно потерпит крах и упадёт.
«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность».
Притчи 16:18
Надменность — это возвышение себя над другими людьми.
«Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех».
Причти 21:4
Гордость — это суть любого греха. Не употребление человеком алкоголя, наркотиков или блуд указывают нам на его нечестие, а гордость и надменность. Так нам говорит Писание.
Надменный человек всегда будет одинок. Надменность — это то, что разрушает отношения в Церкви, в семье, разделяет родителей и детей, в целом, уничтожает любые взаимоотношения.
Мы можем понять, движим ли человек Божиим Духом, если посмотрим на его поступки и узнаем о его мотивах.
У надменных людей чаще всего проблема во взаимоотношениях не с окружающими, а с Богом. Часто именно такие люди рождают ереси и лжеучения.
Бог есть любовь. В любви нет надменности, нет зла, но есть смирение и кротость.